Недавно прочитал замечательную книгу С.В. Савельева «Происхождение мозга». Помимо рассказа о собственно нервной системе, автор рассказывает и о происхождении основных групп животных: кишечнополостные с диффузной нервной системой (далее НС), беспозвоночные, рыбы, амфибии, рептилии (кстати, помните, чем они отличаются?), птицы, млекопитающие. Оказывается, что НС и органы чувств многое решают — по структуре НС можно многое сказать о поведении организма, о его происхождении — также как и по взрывателю можно сказать на какой боеприпас он наворачивается (бетонобойный, кумулятивный, зенитный и т.д.) и по каким целям бьёт (у нас был такой курс в универе, я по нему получил тройку).
Книга радует системным подходом, в ней подробно рассматриваются взаимозависимости между НС (в частности, мозга или гангалиев), поведением организма и эволюцией вида. Из этого чтива я узнал о такой интересной и правдоподобной (на взгляд дилетанта, т.е. меня) теории эволюции, как теория переходных сред. Основная идея теории в том, что что некоторая группа живтоне выбирает для обитания новую среду (не освоенную представителями этого класса), предоставляющую пищевые ресурсы и возможность размножения, но при этом предъявляющая новые требования к поведению. В ней, как в колыбели, развиваются представители новых таксономических групп (те же самые рыбы, амфибии, птицы, звери), а потом уже приобрёдшие новые и весьма перспективные свойства, осваивают гораздо более широкие ареалы, где и становятся доминирующими.
В книге радует почти дедективный стиль изложения и реконструкции эволюции. Автор сначала крушит другие распространённые точки зрения, выявляя в них противоречия, а потом когда у читателя возникает вопрос «А как тогда?», автор выкладывает свою точку зрения, из которой всё становится ясно и прозрачно. Так, например, есть точка зрения, что сухопутные позвоночные произошли от рыб, живших в пересыхающих водоёмах, переползая из одной тухлой и сохнущей лужи в другую. Так они обрели способность дышать атмосферным воздухом и конечности. Вопросы: (а) зачем им развитое обоняние, включая вомероназальный орган, если эти водоёмы тухлые и полны разлагающихся животных, (б) зачем им конечности, ведь известные рыбы, живущие в таких же условиях умеют переползать и без помощи конечностей, (в) зачем им там достаточно развитый слух? А всё потому, что пересыхающие водоёмы не были переходной средой.
Кроме того, я из книги узнал, что
- Позвоночные произошли вовсе не от безпозвоночных.
- Птицы не произошли от рептилий, прыгавших с ветки на ветку и приобрёвших сначала способность к парению, а потом и к полёту.
- Пингвины, киви и страусы за свою эволюцию никогда не летали, т.е. их способности к полёту не деградировали — их просто не было.
- Гораздо лучше разобрался, чем отличаются земноводные от пресмыкающихся.
- Значение слов «ростральный», «каудальный», «латеральный» (автор предполагает, что читатель их знает, я догадался где-то на 110-й странице). Значение слов «дорсальный» и «вентральный» понял не до конца, т.е. их путаю.
- Что нервная система воспринимается имунной системой как чужеродный элемент и что сделала природа в этом случае.
- Как работает память и мышление на клеточном уровне, что память весьма непостоянна.
- Значение спинномозговой жидкости для организма.
Хотя, хочу предупредить, что в книге есть и много довольно нудных мест, где автор разжёвывает строение мозга тех или иных групп, с подробным объяснением формы продолговатого мозга, мозжечка, желудочков в них (ёмкости со спинномозговой жидкостью) и т.д.
Ссылка. Я тыкнул в первую или вторую ссылку на Гугле, откуда скачал PDF'ку в архиве. Оказалось, что это распознанная неким энтузиастом книга, причём весьма качественно и читабельно, хотя и не без огрехов. В частности, примерно двух страниц не хватает, пару раз страницы повторяются. А ссылки вот: HTML-версия и PDF-версия (на сайте распознавальщика PDF-ссылка не работает, поэтому предлагаю другую: origin_brain.rar). Кстати, в HTML- и PDF-версиях разные ошибки: отсутствуют и дублируются разные страницы.
В общем, я бы порекомендовал при чтении вооружиться гуглем, т.к. могут встретиться позабытые со школьного курса биологии термины типа «кишечнополостные», «бластула», «гаструла» и т.д.
Хочу поделиться цитатой из книжки:
Например, допустим, что американский крот-скалёпус решил попользоваться своим мозгом, как приматы или человек. Рассмотрим исходные условия. Крот массой 40 г обладает головным мозгом массой 1,2 г и спинным мозгом вместе с периферической нервной системой массой примерно 0,9 г. Имя нервную систему, составляющую более 5 % массы тела, крот затрачивает на её содержание около 30 % всех энергетических ресурсов организма. Если он задумается над решением шахматной задачи, то расходы его организма на содержание мозга удвоятся, а сам крот моментально погибнет от голода. Даже если крот затолкнёт в кишечник бесконечного дождевого червя из чёрной икры, то он всё равно погибнет. Мозгу будет нужно столько энергии, что возникнут наразрешимые проблемы со скоростью получения кислорода и доставки исходных метаболических компонентов из желудочно-кишечного тракта. Появятся аналогичные трудности с выведением продуктов метаболизма нервной системы и её элементарным охлаждением. Таким образом, мелкие насекомоядные и грызуны обречены не стать шахматистами.Желание прочитать эту книгу у меня возникло после того, как я прочитал интервью автора на сайте www.skeptik.net. Также рекомендую к прочтению другое интервью профессора Савельева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий